критика, неконструктивная критика

Неконструктивная критика: как не позволить разрушить веру в себя

Поделиться:

Раньше я болезненно реагировала на неконструктивную критику со стороны клиентов. Конструктивная критика — для меня нормальная часть рабочего процесса, а вот в ответ на необоснованный негатив я запросто могла слечь с температурой и депрессией. Со временем поняла, что скоро никакого здоровья не хватит и начала методично разбираться,

откуда берётся такая реакция и как снизить разрушительный эффект от неё?

Первым инсайтом стало понимание, что причина кроется в желании нравиться всем, а это невозможно. Отсюда вылезает необходимость четко определять свою целевую аудиторию, работать исключительно с ней и безжалостно отметать тех, кто к ней не относится. Это касается как бизнеса, так и личной жизни. Не стоит тратить энергию на тех, кто вас не понимает и кому вы не симпатичны такие, какие есть. Работа со «своими» людьми, с которыми вы на одной волне, снижает вероятность недовольства вами в разы. У микропредпринимателей рабочие процессы тесно переплетены с личными, а работа с  неконструктивным негативом отнимает много сил, поэтому неприятная ситуация может буквально отравить жизнь. Так что к своей энергии стоит относиться крайне бережно.

Если вы выбрали среди человеческого многообразия свою целевую аудиторию и работаете на неё, вас не должна смущать критика людей, которые в неё не входят. Равно как и уходы с хлопаньем дверей представителей не вашей ЦА. Редко кто признаёт, что это он что-то напутал, чаще это неправильный человек или бизнес попался на жизненном пути. Нехороший такой. Надо ему непременно об этом рассказать, чтобы подумал над своим поведением и стал таким, каким я его хочу видеть. Абсурд же. Как ребёнок, споткнувшись о табуретку, наказывает табуретку. Печально, что многие взрослые остаются выросшими детьми. Только вместо табуретки спотыкается о вас.

Однако тут важен одни момент. Если процент таких людей невелик, то беспокоиться не о чем, а если их становится слишком много, то пора проверить «указатели» и задуматься, почему к вам так часто попадают не по адресу.

Вторая, более редкая, но при этом более токсичная категория сеятелей негатива — это… ладно, назовём вещи своими именами, неудачники. Они хотели бы сделать то же, что и вы, но у них не получилось. Или не хватило духу попробовать. Поэтому им нужно срочно обесценить успехи других, чтобы было не так обидно. Или раскритиковать и надавать ценных советов, тем самым на словах как бы сделать лучше, чем вы, при этом ничего не делая.

Поэтому прежде чем плакать в подушку или кидаться доказывать комментатору, что он не прав, хорошо бы понять, с кем приходится иметь дело и какая у него мотивация.

Порой негатив исходит от лояльных клиентов и адекватных людей. Причиной может быть недопонимание как побочный эффект письменного общения, или «больная мозоль», на которую вы сами того не зная, наступили, или просто плохой день у человека и ему вот конкретно сегодня всё не так. А тут вы попались. Или ПМС, в конце концов. И милейший на протяжении всего периода общения человек взрывается фонтаном в вашу сторону, только успевай уворачиваться. Здесь стоит сохранять спокойствие, быть предельно вежливым, аккуратно выяснить, что же всё-таки его так расстроило, и, если это в ваших силах, нейтрализовать. Чаще всего такую бурю надо воспринимать как плохую погоду, — прикрыться зонтиком и переждать. Если вы держались молодцом, не проявляли агрессии и даже демонстрировали участие и сочувствие, вас полюбят с новой силой. Это же правило работает в блогах/соцсетях. В моём личном инстаграм-блоге в комментариях периодически происходят «взрывы» от лояльных читателей, а я протираю глаза и иду искать в своём тексте, чем это я вызвала такую бурю эмоций. Бывает, человек прочитал между строк что-нибудь одному ему ведомое, порой не имеющее отношение к содержимому поста. У каждого ведь в голове свои ассоциативные цепочки. Я в таких случаях всегда отвечаю, мягко поясняю, что я имею в виду и в 90% случаев конфликт разрешается и лояльность комментатора ко мне не страдает. Возможно, это звучит банально, но эта стратегия действительно не раз меня выручала. И, судя по количеству срача в комментариях на просторах Интернета как результата ответной агрессии, она неочевидна. Ещё одна крайность — бан всех несогласных. Перевод эмоциональных «выбросов» в конструктивное русло более энергозатратен, но и плодов приносит больше, а сплошная простыня восхищения автором здравомыслящего человека обычно настораживает.

Если у вас есть альтернативная точка зрения на тему неконструктивной критики, давайте обсуждать её в комментариях.

Сохранить в Pinterest

Неконструктивная критика: как не позволить разрушить веру в себя | Блог Оксаны Железновой "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получить запись вебинара «Большие циклы рынка: как оседлать волну и оказаться в нужное время в нужном месте»

Контент-план для социальных сетей и блога: можно ли как-нибудь без него?
Мой первый опыт организации флешмоба в Instagram
comments powered by HyperComments
Поделиться:

Category: Бизнес

Метки:

22.11.2016
Консультант по стратегическому маркетингу для предпринимателей, малого бизнеса и стартапов. Автор блога "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"