Осознанный бизнес + осознанное потребление = ?

Поделиться:

О том, что для жителей стран с развитой экономикой производится больше вещей, чем они потребляют, а как только мы обеспечиваем себя всем необходимым и у нас остаются свободные средства, мы тут же начинаем покупать больше, чем нам на самом деле нужно, говорят уже многие ученые, общественные деятели, журналисты и т.д.* О вредном влиянии производств и отходов на окружающую среду бьют тревогу не только экологи, но и Билл Гейтс, а до массового сознания, наконец, начало доходить, что людям под видом счастья продают вещи, которые сами по себе счастье не приносят.

Поэтому неудивительно, что в медийном пространстве набирает популярность тем осознанного потребления, минимализма, простой жизни, снижения отходов не только на промышленном, но и на личном уровне, отказа от бытовой химии в пользу натуральных составов и т.д. Да что там далеко ходить, в моем личном Instagram-аккаунте вызывает бурный отклик пятничная рубрика #какпокупаютмаркетологи, где я на основе 8-летнего опыта в профессии и делаюсь лайфхаками, как выработать осознанное потребление и не покупать лишнего, неоправданно дорогого и ненужного. У меня уже давно выработался иммунитет на рекламные зазывания.

Волна осознанности захлестнула и предпринимателей, которые в освещении своих бизнес-моделей смещают фокус с финансовых показателей на миссию, ценности, «общее видение» (shared vision) с клиентами и сотрудниками. Все громче звучит тезис, что самое важное – делать то, что любишь и что нужно людям, а прибыль является следствием этого принципа.**

Эти две тенденции где-то в будущем должны встретиться и вывести отношения продавца и покупателя на новый уровень. Покупатель перестанет «вестись» на дешевые манипуляции, а продавец — держать покупателя за идиота. Есть шанс, что реклама и промо-мероприятия по лестнице эволюции взойдут на уровень диалога умных людей с умными людьми. Разумеется, лохи и охотники за ними будут всегда. Как верно заметили авторы книги «Бизнес как игра», о которой я написала в прошлом посте:

Но лох не вымрет. Поэтому на любом рынке всегда будут игроки, быстро привлекающие людей, «снимающие сливки» и вылетающие со звуком «чпок».

Растущая сознательность продавцов и потребителей созвучна с классическим определением маркетинга как процесса создания и продвижения товаров и услуг, направленных на удовлетворение нужд и потребностей людей и организаций посредством обмена. Несмотря на то, что уважаемый Игорь Манн в книге «Прибавь оборотов!» учит маркетологов продавать «больше, быстрее, дороже и чаще», маркетинг – он все-таки в первую очередь о пользе, а не о прибыли. То есть, в идеальном мире покупатель осознает, что и зачем ему нужно, а продавец стремится своим продуктом эту потребность закрыть.

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Филип Котлер «Основы маркетинга» Краткий курс.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.

Маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Американская ассоциация маркетинга (AMA)

Если вы потребитель и хотите, чтобы с вами обращались как с умным, думайте о том, что и зачем покупаете, отстаивайте свою позицию, не позволяйте продавцу продавать себе больше, быстрее, дороже и чаще потому, что это выгодно ему, а не вам, требуйте исполнения обещаний. Если вы продавец, общайтесь с покупателем как с умным, образовывайте его, говорите с ним на одном языке, но не скатывайтесь на уровень жёлтой прессы, внятно аргументируйте свои преимущества. От честного диалога на равных выигрывают обе стороны, а в конечном счёте общество и мир в целом.

* Этот механизм здорово описал блогер Дэвид Кейн в статье «Кто придумал ваш образ жизни» (оригинал: Your Lifestyle Has Already Been Designed).

** Рекомендую почитать на эту тему «Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее» Дэвид Робертсона и Билла Брина и «Великие по собственному выбору» Джима Коллинза и Мортена Хансена.

Сохранить в Pinterest

Осознанный бизнес + осознанное потребление = ? | Блог Оксаны Железновой "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получить запись вебинара «Большие циклы рынка: как оседлать волну и оказаться в нужное время в нужном месте»

Подкаст и видео со мной на "Загранмаме"
Впечатления от книги "Бизнес как игра"
comments powered by HyperComments
Поделиться:

Category: Бизнес

Метки:

06.06.2016
Консультант по стратегическому маркетингу для предпринимателей, малого бизнеса и стартапов. Автор блога "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"