Уроки буддистов. Почему мы контролируем развитие бизнеса далеко не на 100%?

Поделиться:

Лет десять назад, когда я увлекалась восточной философией, в одной из книг меня зацепила фраза, что, по мнению буддистов, нашей жизнью на треть управляет божественное провидение, на треть — жизненные обстоятельства и только на треть — мы сами своими решениями. Чем старше я становлюсь, тем больше подтверждений нахожу этой точке зрения.

«Совсем Оксана умом тронулась, она же маркетолог, причём тут вообще буддисты?» — наверняка подумали некоторые из вас, с кем мы уже хотя бы заочно знакомы.

Объясняю. Отставим в сторонку божественное провидение, с ним у каждого свои взаимоотношения, поговорим о степени влияния внешних условий и жизненных обстоятельств на бизнес.

В последнее время ко мне часто приходят предприниматели примерно с таким запросом: «Почему я всё ещё не миллионер? Что я делаю не так? Почему мой проект развивается так медленно?» Иногда приводят в пример намного более успешных коллег со словами: «Вот у них-то всё замечательно: подписчиков тысячи, продажи на миллионы, а я…» Обычно это сопровождается наполеоновскими планами по захвату мира ну или как минимум увеличению числа клиентов или оборотов в Х раз. На этом месте я обычно вспоминаю вышеупомянутых буддистов.

Дисклеймер: автор поста не практикует буддизм и ни в коем случае не имеет намерения своими размышлениями оскорбить сторонников этой религии.

В насаждаемой из каждого утюга парадигме успешного успеха, что, мол, если сильно захотеть — можно в космос полететь, жизненным обстоятельствам и рыночным условиям отводится роль досадных помех. Если мы их не можем превозмочь на пути к нашим великим целям — мы безвольные тряпки и мало стараемся. Эта парадигма вгоняет в ненужный стресс очень умных, талантливых и цельных предпринимателей с отличными продуктами.

Поэтому при подобных запросах я посвящаю до половины времени консультации на то, чтобы вернуть своего клиента из космоса на землю и вместе с ним нарисовать реальную картину условий, в которых развивается его бизнес. В каком состоянии находится экономика страны/региона, где живут его клиенты? Если там кризис, депрессия, массовые протесты и снижение покупательской способности как сейчас у нас в Аргентине, то раскочегарить бизнес и существенно увеличить обороты будет намного сложнее, чем в стране, чья экономика стабильно растёт, у людей всё хорошо и они с оптимизмом смотрят в будущее. Есть ли на этом рынке устоявшиеся правила игры, чёткие законы и признанные авторитеты? Или это не то, что мягкая ниша, а вообще новый рынок и правила там приходится придумывать самостоятельно буквально на ходу, что намного более рискованно и энергозатратно.

Вышеперечисленное называется скучным словосочетанием «рыночная конъюнктура» и крупные компании уделяют ей самое пристальное внимание. А малые предприниматели почему-то нет. 

Уроки буддистов. Почему мы контролируем развитие бизнеса далеко не на 100%? | Блог Оксаны Железновой "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"

Но это ещё не всё. Помимо внешних экономических обстоятельств у каждого предпринимателя есть и свои внутренние. Это вообще первый бизнес, или второй, третий и т.д.? Если бизнес не первый, то опыта больше и развитие идёт быстрее. А если первый, то логично, что будет много неверных шагов, набитых шишек и хождения кругами.

Если бизнес ведётся из дома, то это и жилищные условия, которые не всегда можно изменить по мановению волшебной палочки. Согласитесь, продуктивность выше, когда места много, есть своё рабочее пространство или даже кабинет, и ниже, когда вся семья ютится в одной комнате. Знаю по себе, была и в первой, и во второй ситуации.

Это наличие или отсутствие маленьких детей. Когда я была незамужней, бездетной и сама себе хозяйкой, то успевала намного больше, чем сейчас. Не говоря уже о том, что могла выдерживать бешеный темп, жёсткие дедлайны и периодически возникающие факапы на стороне то команды, то заказчиков.

В привычных условиях при поддержке родных и друзей развиваться намного проще, чем если вы переехали в другой город/страну и вам приходится всё строить заново в одиночку, осваивать новую профессию, нарабатывать репутацию с нуля и параллельно в одиночку решать кучу бытовых проблем. Я довольно часто сотрудничаю с женщинами-предпринимателями с маленькими детьми, сменившими страну проживания (некоторые меня сознательно выбирают за то, что я такая же, как они). И мне очевидно, что темп их развития будет медленным, иногда очень медленным, иногда дела вообще будут вставать на неопределённый срок. Порой бывает, что на проект не хватает сил и его приходится закрыть в пользу наёмной работы. В моей практике такое было, это нормально и не повод включать самобичевание, ни мне, ни им. 

Однако дело не только в физической обстановке. На наш предпринимательский путь и стиль управления бизнесом, то, как мы принимаем решения, влияют наш характер, воспитание, образование, профессиональный бэкграунд, ценности и убеждения. Во многом это происходит бессознательно, спросите любого психолога. Бывает так, что мы ставим цели «от ума», насмотревшись на более успешных коллег («Хочу как у Маши!»), но то, на что нам приходится идти ради достижения этих целей противоречит нашему естеству и тогда вполне логично, что быстрого роста не получается.

Не влезая в психологию, канадский журналист и социолог Малькольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» на примере нескольких исследований весьма наглядно показал, что ошибочно считать единственным фактором успеха только упорство и волю к победе. Но также ошибочно думать, что другому просто повезло и он оказался в нужное время в нужном месте, родился у других родителей и в другой среде. Наши результаты частично зависят от природных данных, частично — от условий рождения, воспитания, культурного контекста и прочих стартовых позиций, частично — от наших стремлений и усилий, частично — от внешних обстоятельств (кризис, война, смена власти и т.д.).

Лирическое отступление.

Для наглядности во время консультаций я сравниваю управление бизнесом с управлением автомобилем. Допустим, вы решили поехать из города А в город Б. Если это ваш первый бизнес, этот путь вы проделываете в первый раз. Согласно навигатору, дорога должна занять 3 часа. Но на выезде случилась авария и образовалась многокилометровая пробка. Стоило вам из неё выехать, движение застопорилось из-за ремонта дороги. Пока вы медленно ползли в заторах, вам захотелось в туалет, пришлось искать ближайшую заправку. Из-за того, что вы рано встали, чтобы вовремя выехать, вас начало клонить в сон, к тому же вы проголодались, поэтому решили перекусить и выпить кофе. Уже на подъезде к пункту назначения вас накрыла внезапная летняя гроза и вы медленно на ощупь ползли с включёнными аварийками сквозь потоки воды, молясь, чтобы в это время в вас никто не въехал сзади. В результате дорога заняла в 2 раза больше времени. Это, кстати, я описываю свои реальные дорожные приключения на пути из Москвы в Тулу, который проезжала несколько десятков раз и всё равно ни разу не могла точно спрогнозировать время прибытия, поэтому говорила бабушке: «Выезжаю, но не знаю, когда доеду».

Так почему же вы считаете, что движение по бизнес-пути зависит на 100% от вас даже если вы очень хорошие и опытные водители? И какое вам дело до чужой Ferrari, умчавшейся далеко вперёд?

Пожалуйста, не сбрасывайте со счетов жизненные обстоятельства, как внешние, рыночные, так и свои собственные, бытовые и внутренние. Относитесь с вниманием и уважением к окружающему миру и к себе, тогда развитие вашего проекта будет идти более устойчиво и без лишних стрессов.

Это во-первых, а во-вторых, не забывайте, что имеет смысл сравнивать себя только с собой же. Если есть рост — это уже показатель успеха.

Я давно изучаю тему устойчивого развития микробизнесов и вывела следующие количественные показатели: рост оборотов на 25-50% в год — это отличные цифры. На 100% — вау, супер, видно, что вы приложили нереальные усилия. Больше — уже опасно.

Представьте, что к вам внезапно пришло в 10 раз больше клиентов, чем обычно. Что вы будете делать? Выстраивать их в длинную очередь? Судорожно искать и обучать помощников? Вы уверены, что сможете поддерживать такой же уровень обслуживания, как и с нынешним числом клиентов и избежите потоков недовольства на свою голову? Исключение — если у вас стартап, который развивается на деньги инвесторов и в стратегии развития которого запланирован ежегодный рост оборотов в Х раз. Или вы производите продукт, который очень легко масштабировать вроде мобильного приложения или онлайн-курса без обратной связи.

В остальных случаях бизнес — живая субстанция и подгонять его естественный рост чревато, система может просто не справиться с внезапно возросшими нагрузками и перегореть. Я проходила это в своём предыдущем проекте, когда наше развитие было похоже на электрокардиограмму. В какой-то момент я не справилась, линия на графике стала прямой и мне пришлось «перерождаться». И это только одна из причин, почему я против искусственного ускорения, о другой я писала в посте «Размышления о бизнесе, курице и органическом росте».

Так что прежде чем включаться в гонку за оборотами, подумайте, ваша ли она, реально ли в ней победить, насколько она вам нужна, чем может для вас обернуться, каковы ваши стартовые позиции и насколько дружелюбна окружающая обстановка. И пусть ваш предпринимательский путь будет осознанным и приятным. Немножко буддизма на нём никому не помешает.

Сохранить в Pinterest

Уроки буддистов. Почему мы контролируем развитие бизнеса далеко не на 100%?| Блог Оксаны Железновой "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получить запись вебинара «Большие циклы рынка: как оседлать волну и оказаться в нужное время в нужном месте»

Личный бренд или бренд города? Как Юлия Вишке помогает полюбить Берлин
Размышления о бизнесе, курице и органическом росте
comments powered by HyperComments
Поделиться:

Category: Бизнес

Метки:

16.10.2018
Консультант по стратегическому маркетингу для предпринимателей, малого бизнеса и стартапов. Автор блога "HANNA KASH — маркетинг вниз головой"